Путин скопировал идеи Назарбаева в своем послании

Эксперты заметили, что Послание президента Казахстана очень сильно повлияло на выступление главы России. Фото: slon.ru

Кроме того, в этом году впервые Назарбаев озвучил послание раньше российского президента.

Цели у Казахстана и России практически одинаковы, так как оба государства имеют похожие модели экономики, которые необходимо избавить от сырьевой зависимости, пишет Slon.ru.

Соответственно, лидеры двух государств стараются акцентировать внимание на одних и тех же вещах. Однако специалисты считают, что в Послании Назарбаева подробно и четко прописаны способы реализации различных программ по укреплению экономики, тогда как идеи Путина имеют более расплывчатую форму.

Так, к примеру, казахстанский президент в своих выступлениях ставит определенные сроки для выполнения заявленных программ: 2030-ый и 2050-ый год. Путин же лишь примерно оценивает, сколько времени понадобится для подготовки: "Необходимо понять, с какими задачами Россия столкнется лет через 10–15".

Отмечается также, что российский лидер позаимствовал у нашего елбасы методы поддержки бизнеса. Правда, если в Казахстане особое внимание решено уделить малому и среднему бизнесу, то у северного соседа – только малому. Начать аналогии можно со снижения давления на предпринимателей со стороны налоговых и прочих проверяющих органов. Это очень казахстанская тема.

В последние десять лет в Казахстане регулярно объявляют годы, в течение которых малый и средний бизнес от проверок освобождают вообще, а не только в случае, "если нет оснований предполагать, что нет нарушений".

Правда, говорят сами казахстанские предприниматели, через год проверяющие опять приходят голодные и злые, но все-таки это конкретная мера поддержки.

Параллельно указу о моратории на проверки Назарбаев раньше даже вводил беспроигрышный инструмент – "президентскую защиту бизнеса": любой предприниматель может обратиться на специальном сайте к президенту. Ну как бы напрямую.

Но и в нашей республике, и в России, одним из основных средств помощи предпринимателям выбрали снижение давления на бизнесменов со стороны контролирующих органов, в том числе и налоговых.

Далее, в Казахстане есть понятие "казахстанское содержание" в продукте, долю которого необходимо увеличивать – часть прибавочной стоимости, которую добавили казахстанские производители, обязательный наем местного населения в проектах иностранных компаний, а также повышение экспортной ориентированности в несырьевом секторе.

Отличие от предлагаемого теперь Путиным в том, что в Казахстане под это реально можно получить доступ к льготным кредитным ресурсам (при условии, естественно, что чиновники согласятся включить твой проект в соответствующую программу). Известны и ставки этих льготных кредитов, и механизмы. А Владимир Владимирович ничего конкретного россиянам пока не обещал.

Различный подход у двух лидеров к передовым технологиям. В отличие от казахстанского главы, Путин не касается темы необходимости увеличения инвестиций в образование и науку. Нурсултан Назарбаев выдвигал идею "100 конкретных инноваций", из которых хотя бы 10 можно было бы внедрить, говорил о дополнительных выделенных средствах из бюджета для поддержки высшего образования.

Еще одна общая тема посланий, которая сначала появилась в выступлении Назарбаева, а затем и Путина, – строительство автомагистралей. В Казахстане за последнее время протяженность трасс увеличилась вдвое. В России тоже активно занимаются вопросом повышения качества и длины дорог.

Путин также затронул тему моногородов, которой не первый год уделяет внимание Назарбаев. Российский лидер хочет превратить эти территории из "депрессивных" в "территории опережающего развития" (ТОР). Год назад Владимир Владимирович уже предлагал модель с развитием инфраструктуры и "привлечением инвесторов".

Эксперты видят еще множество параллелей между выступлениями двух глав государств, которые объединены одной целью –  "новой индустриализацией", которой можно было бы добиться, не проводя радикальных экономических и политических реформ.

Параллели можно проводить еще долго. Задача у обеих стран одна – "новая индустриализация". Эту задачу пытаются осуществить и в России, и в Казахстане без проведения радикальных реформ, в том числе не только в экономике, но и в политической сфере.

У Казахстана преобразования идут, хотя далеко не такими темпами, какие планировали авторы стратегий развития этой страны, и с огромными по масштабам затратами. У России, по всей видимости, не пойдет дальше слов. Конечно, именно у первопроходцев результат нередко получается хуже, чем у тех, кто идет по их стопам, кто учится на их ошибках и изучает их опыт.

Новости Казахстана

Другие новости и советы по теме: