Забастовка дальнобойщиков в РФ спровоцировала дефицит товаров и рост цен

За прошедший месяц Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) “Общественный контроль” зарегистрировало 116 обращений из 34 регионов, в которых граждане сообщают о фактах заметного снижения ассортимента продуктов питания в розничных магазинах и о росте цен на отдельные позиции. Эксперты объясняют сложившуюся ситуацию продолжающейся третью неделю всероссийской стачкой дальнобойщиков, протестующих против повышения тарифов системы “Платон”, пишет “Коммерсант”.

ОЗПП уже обратилось к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой не допустить “надвигающийся кризис снабжения продуктами и товарами первой необходимости”. Водители большегрузного транспорта провели в конце прошлого месяца по всей стране акции с требованием отменить систему “Платон” и пересмотреть всю систему грузоперевозок в России. С 15 апреля тариф за проезд фур по федеральным трассам должен был удвоиться, с 1,53 руб. до 3,06 руб. за 1 км. После встречи Медведева с автоперевозчиками тариф был повышен лишь на четверть, но активисты не прекратили протесты.

Глава ОЗПП Михаил Анашаков указывает на то, что пока проблемы с подвозом продовольствия возникают в первую очередь у небольших несетевых магазинов в малых населенных пунктах. Трудности со снабжением небольших магазинов подтверждает глава Коалиции владельцев малых торговых форматов и киосков Владлен Максимов.

Самая сложная ситуация сложилась сейчас в Дагестане, Коми, Бурятии, Иркутской, Ленинградской, Мурманской областях и еще 12 регионах. Так, завод минеральных вод “Рычал-Су”, расположенный в Дагестане, предупредил контрагентов о невозможности вывезти с предприятия готовую продукцию, так как в республике полностью остановлено движение автомобилей грузоподъемностью более трех тонн.

Очевидцы сообщили изданию о том, что в Дагестане практически полностью остановлено движение большегрузов и налажена доставка товаров через кордон только в сопровождении машин со спецсигналами, а в Манасе, куда переместились бастующие водители, въезд заблокировали, по предварительным данным, от 1 тыс. до 1,5 тыс. большегрузов. “Туда брошены войска Росгвардии, силы полиции и ОМОНа, они следят за порядком”, – говорит собеседник издания.

Крупные ритейлеры, включая “Дикси”, Auchan, Metro Cash & Carry, “Азбука вкуса” и “Лента”, утверждают, что не испытывают проблем с поставками продукции в магазины. В ТД “Интерторг” (сети “Народная семья”, “Идея”, Spar) признали, что часть поставщиков предупреждают их о рисках перебоев с поставками из-за протестов дальнобойщиков. Представители Федерального дорожного агентства (Росавтодор) со своей стороны настаивают на том, что сейчас количество “простаивающих” автомобилей недовольных перевозчиков менее 200 машин по всей стране.

Система “Платон” заработала в России в ноябре 2015 года. Сборы, которые, по расчетам, должны были составить около 40 млрд рублей в год, объяснили необходимостью ремонтировать дороги, которые разрушаются из-за тяжеловесных фур. Новый сбор был введен, несмотря на то, что в России уже действует дорожный налог, который выполняет ту же функцию. Введение “Платона” сопровождалось массовыми протестными акциями, из-за чего власти были вынуждены снизить размер тарифа более чем вдвое (изначально планировалось 3,73 рубля за километр).

В 2016 году “Платон” собрал 18,15 млрд рублей. Оператор системы компания РТИТС, принадлежащая сыну Аркадия Ротенберга Игорю, получила из этой суммы больше половины – 6,6 млрд рублей в июле и 5,3 млрд рублей в январе. Эти деньги поступили из федерального бюджета.

В результате “Платон” себя не окупил: оставшиеся сборы – 8,7 млрд рублей – ушли на компенсацию регионам потерь из-за льгот по транспортному налогу. В ноябре 2016 года Минтранс предложил распространить систему также на водителей малотоннажных автомобилей массой от 3,5 до 12 тонн.

finanz.ru

Другие новости и советы по теме: