ВВС ЦАХАЛа прощается со своей первой базой

После длительных обсуждений, 30.06.19 правительство Израиля приняло окончательное решение: аэродром Тель-Авива («Намаль Теуфа Дов Хоз», сокращённо «Сдэ Дов») будет закрыт. В тот же день, незадолго до полуночи, в Сдэ Дов сел последний рейс из аэропорта Рамон. 01.07.19 простились с расположенной здесь же авиабазой Сдэ Дов («Канаф-15» – 15-е авиакрыло) и ВВС.



Решение закрыть военную базу напрямую связано с решением ликвидировать гражданский аэродром. О причинах последнего я расскажу как-нибудь в другой раз, пока же о военной базе Сдэ Дов. Замечу лишь, что создание гражданского аэродрома к северу от Тель-Авива началось в 1937 г. по инициативе тогдашнего мэра города Исраэля Рокаха, официальная церемония открытия состоялась 23.09.38. Первоначально аэродром назывался «Рединг Филд» в честь Руфуса Айзекса (1860-1935), чей официальный титул был маркиз Рединг. 29.12.40 в автомобильной аварии погибает Дов Хоз (1894-1940), один из лидеров рабочего движения Израиля, один из создателей организации «Хагана» и родоначальников гражданской авиации в Эрец-Исраэль: в 1936 г. он создал и был первым директором авиакомпании «Авирон», первой гражданской авиакомпании еврейской общины («Йешув»). И в 1948 г. «Рединг Филд» был переименован в «Сдэ Дов», имя Рединга носит расположенная по соседству Тель-Авивская электростанция (создана в том же 1938 г.).

Возвращаюсь к военному использованию аэродрома. В ноябре 1947 г. (10.11.47) «Хагана» создала «Авиационную службу» («Шерут Авир»), предтечу будущих ВВС. Её основой стали самолёты компании «Авирон», базировавшейся тогда на аэродроме Лод. 29.11.47 ООН приняло решение о разделе британской подмандатной Палестины на еврейское и арабское государства, а уже на следующий день начинается гражданская война между общинами (первая фаза войны за Независимость Израиля). Город Лод, соседствующий с аэродромом, был арабский и самолёты «Авирон» находились под угрозой захвата или уничтожения. В декабре 1947 г. «Авирон» перебазируется в Сдэ Дов. В том же месяце был выполнен первый боевой вылет «Авиационной службы».

В декабре в Сдэ Дов была создана транспортная и связная эскадрилья «Намер» («Таесет Намер»), а в апреле 1948 г. была создана эскадрилья «Арье» («Таесет Арье»), специализирующаяся на авиафотосъёмке. Далее из них была создана 1-я эскадрилья («Таесет Алеф» или «Таесет 1»), она же «Тель-Авивская эскадрилья» («Таесет Тель-Авив»), с отделениями в Галилее («Гаф Галиль») и Негеве («Гаф Негев»).

29.01.49 на базе 1-й эскадрильи была сформирована 100-я эскадрилья, номер, использующийся до сих пор. Тогда эскадрилья базировалась в Тель-Ноф (Экрон), а с 1951 г. – в Рамле (по соседству со штабом ВВС). В течении 10 лет (1949-1959 гг.) Сдэ Дов был чисто гражданским аэродромом, военной базы там не существовало. Но в 1959 г. штаб ВВС переехал в район Кирия в Тель-Авиве (по соседству с ГШ АОИ), поэтому 100-я эскадрилья была перебазирована в Сде Дов.

Далее история эскадрилий на базе следующая:

    • 100-я – весь период с 1959 и до закрытия базы в 2019 г.;
    • 135-я – вторая лёгкая транспортная эскадрилья ВВС, выделена из состава 100-й в 1974 г., расформирована (вновь объединена с 100-й эскадрильей) в конце 2018 г. (как часть мер по подготовке перевода базы в Хацор);
    • 125-я эскадрилья – эскадрилья лёгких вертолётов ВВС, существовала в 1967-2003 гг.;
    • 249-я эскадрилья – эскадрилья пожарной авиации, сформирована в 2011 г., в 2016 г. передана в состав Полиции Израиля.

Кроме того, на базе находилось подразделение ЙАМАМ («Йехидат Миюн вэ-Маавар») – подразделение распределения призывников ВВС (не путать со спецназом полиции, также сокращённо ЙАМАМ).

Таким образом, к началу 2019 г. в Сде Дов оставалась лишь одна эскадрилья, 100-я. Ещё в прошлом году в Хацор начались (31.07.18) строительные работы для приёма этой эскадрильи. См. подробнее в статьях:

    • Модернизация ВВС Израиля (02.06.18);
    • Начаты работы по переводу лёгкой транспортной авиации в Хацор (01.08.18).

30.06.19 в Сде Дов прошла церемония закрытия базы ВВС. На следующий день, 01.07.19, в Хацор перелетели десятки самолётов «Цофит» (Beechcraft B-200 King Air) и «Хофит» (Beechcraft A-36 Bonanza), в сопровождении 2 истребителей F-16C  («Барак») 101-й эскадрильи. В общей сложности в перелёте участвовало 150 бойцов ВВС. В тот же день в Хацор состоялась церемония торжественного открытия нового здания 100-й эскадрильи.

А 02.07.19  состоялась ещё одна церемония – презентация нового знака базы («Таг Йехида») Хацор и замена наплечных знаков у персонала базы.

   
Слева направо знаки подразделений: «Канаф-15», «Канаф-4» (до 1956 г.), «Канаф-4» (до 02.07.19), «Канаф-4» (современный).


Контрольная вышка Сде Дов.


Контрольная вышка Сде Дов.

Другие новости и советы по теме: