Холст и кисть — главное оружие художника

Холст для рисования - является наиболее используемой и популярной основой. Но положение холста, как типовой основы для живописи, сравнительно молодое. Древние художники оказывали предпочтение творить в энкаустике (техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск, живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название)) на деревянных основах, а в средние века из такой практики последовало развитие и использование яичной темперы на досках - начальной и наиважнейшей формы станковой живописи того времени. В ХV веке на первоначальных стадиях эволюции живопись маслом существовала как способ окончательной стадии темперной.

00036064.png

В настоящее время многие художники работают на эластичных основах. Тем не менее, живопись на досках имеет своих приверженцев, и этот выбор представляет уникальные эстетические возможности.В живописи холст до сих пор остается наиболее часто используемой основой. Натянутые и загрунтованные холсты упругие и в то же время податливые. Они обладают уникальной восприимчивостью к мазку кистью. Чаще всего в качестве материала для холстов используют лен и хлопок, хотя также используются мешковина и синтетические ткани. Материалы отличаются друг от друга свойствами: долговечностью, размерами и равномерностью зерен, легкостью при натяжении и ценой. Кстати, здесь можно купить холст для рисования недорого.

Основы из холста

Холст считается наилучшим материалом для основы благодаря мелкой и ровной зернистости. На такой основе отсутствуют узлы, и писать на ней одно удовольствие. Такие основы стоят дорого, но они долговечны. Натянутые на раму, они сохраняют свою упругость. Хорошая основа из холста отличается ровным плотным переплетением нитей, которое выдерживает несколько слоев грунтовки и краски. Не стоит покупать дешевую «рыхлую» основу из холста.

Подготовка льняного холста

Холст тесно связан с химией масляных красок. Льняное полотно изготавливается из волокон растения Linum usitatissimum - того самого, чьи семена применяются в производстве сырого льняного масла. Льняной холст - льняная ткань (с гладкой поверхностью и матовым блеском, получаемая изо льна) с полотняным (то есть, перпендикулярным с чередованием нахлёстов через одну нить) переплетением пряжи. Процесс изготовления основ из сырой холстины приводит к тому, что они подвержены усадке и короблению при растягивании. Они также имеют тенденцию сопротивляться проклеиванию. Но обе эти проблемы можно решить. Для этого холст надо на некоторое время растянуть, натянув на раму, намочить его и дать высохнуть. Затем снимите холст с рамы и снова растяните его. Второе растягивание создает более равномерное напряжение всей основы.

Хлопковые основы

Хлопчатник в качестве основы представляет собой современную альтернативу льну. Он впервые начал использоваться в художественных целях в 30-х гг. ХХ в., и с тех пор его популярность многократно возросла, особенно в США, где собственно и производиться основная его часть.

В отличие от льняного хлопчатобумажный холст не занял столь престижной позиции, мало того, он получил негативные отзывы в печати. Некоторые авторы даже сочли хлопчатобумажный холст абсолютно непригодным в качестве основы. Подобный взгляд нельзя назвать полностью справедливым, поскольку хлопок обладает определенными преимуществами. Это прочный и недорогой материал. Так же, как и лен, он имеет в структуре ту же молекулу целлюлозы. По сравнению с льняной нить хлопчатника несколько тоньше и значительно ровнее, что сказывается на фактурном рисунке ткани. Поэтому в сравнении с льняным холстом хлопок не обладает столь же интересной поверхностью. С другой стороны, ткань из хлопка более устойчива, чем лен, который имеет тенденцию к расширению и сжатию в зависимости от влажности, вызывая тем самым появление характерных "волн" вдоль границ холста. Хлопковая парусина хорошего качества с плотностью 410-510 г/м2 (12-15 унций) - это наилучшая альтернатива холсту, и она намного дешевле. Хлопковые основы с плотностью менее 410 г/м2 (12 унций) подходят для экспериментов, но они растягиваются больше, чем основы из холста. К тому же после растяжки они могут менять натяжение во влажном или сухом состоянии. Основы из дешевого хлопка быстро темнеют под воздействием грунтовки и красок, и поверхность картины выглядит плоской и невыразительной.

Другие новости и советы по теме: