В финских школах планируют отказаться от предметов

Финляндия уже давно славится высоким качеством школьного образования, традиционно занимая самые высокие позиции в международной системе рейтингов. И вот теперь в стране началось обсуждение реформ в системе образования, в рамках которых центральное место в программе обучения должны занять не традиционные предметы, а определенные навыки и умения учащихся.

Эту идею поддерживают далеко не все, и высказываются опасения, что ее осуществление приведет к падению уровня школьного образования.

В отдаленной деревне на юге Финляндии – раннее хмурое утро, но мысли 12-летних школьников прикованы к совсем другой реальности – к истории Древнего Рима.

Image captionУ всех учеников есть свои портативные омпьютеры

Учитель показывает классу видео, тема которого – извержение Везувия и гибель города Помпеи. Видео показывается на большом классном интерактивном дисплее.

После его показа ученики достают свои собственные планшетные компьютеры и пишут короткие сочинения-эссе. Перед ними поставлены задания: сравнить жизнь в древнем Риме с жизнью в современной Финляндии. Одна группа сравнивает римские бани и современные курорты; другая – Колизей и современные стадионы.

Тут же в классе стоит трехмерный принтер, на котором школьники могут создать миниатюрную модель римского здания.

Такой интерактивный урок истории сильно отличается от традиционного, замечает учитель общеобразовательной школы в Хаухо Алексис Стенхолм. Дети получают навыки одновременно в области сравнительного изучения культур, коммуникации, научной методологии и технологии.

“Каждая группа превращается в экспертов в своей области, а затем результаты их исследования представляются классу”, – объясняет преподаватель.

Финская реформа образования
Image captionУрок кройки и шитья по новой модели обучения

В течение почти двух десятилетий Финляндия занимает высшие позиции в международных рейтингах качества школьного образования. Она гордится одной из лучших в мире систем просвещения.

Финские 15-летние школьники регулярно демонстрируют самые высокие баллы в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся PISA в области чтения, математики и науки.

Способность финских школ успешно готовить учеников, которые начинают учиться с 7 лет, у которых короткий школьный день, длительные каникулы, сравнительно небольшие домашние задания и нет экзаменов, всегда потрясала экспертов в области начального и среднего образования во всём мире.

И несмотря на эти успехи, Финляндия активно занимается реформирование своей системы образования, так как в стране считают, что в цифровую эпоху она не может больше опираться целиком на овладение книжными знаниями дома и в классе.

В августе 2016 года все финские школы перешли к более интерактивным методам обучения: учащимся теперь разрешается самим выбирать интересные для них темы и формировать курс обучения на основе этого выбора. Привлечение новых технических средств и источников за пределами школы – например, музеи или ученых, составляет важнейший элемент новой системы.

Цель этой модели преподавания, известной под названием проблемно-ориентированное обучение (ПОО), – дать детям навыки, необходимые в XXI столетии, говорит профессор педагогической психологии в университете Хельсинки Кирсти Лонка.

Среди этих навыков, по ее словам, важнейшее место занимает способность к критическому мышлению, опознанию ложных сообщений и умение противостоять агрессии в социальных сетях. Сюда же относятся и такие чисто технические навыки, как умение установить антивирусную программу и подключиться к принтеру.

Image captionДети в финской школе ходят в носках и свободно пользуются мобильными телефонами

“Раньше обучение всегда подразумевало изучение определенных предметов и запоминание огромного количества фактов, например, грамматики или арифметики, – к этому добавлялись другие предметы, например, обществоведение”, – замечает Кирсти Лонка.

“Но в реальной жизни наш мозг ведет себя иначе – мы не мыслим в категориях отдельных предметов, наша мыслительная деятельность носит характер синтетический или холистический. А если задуматься о проблемах современного мира – глобальные кризисы, миграция, экономика, “эпоха постправды”, – выясняется, что мы не готовим наших детей к столкновению с этим новым интеркультурным миром”.

“Я считаю, что было бы серьезной ошибкой внушать нашим детям, что они будут жить в простом и понятном мире, и что если они заучат определенное количество фактов, то всё будет в порядке. Мы хотим учить их думать, учить их понимать – именно это и есть самое важное в нашей системе. Это также приносит учащимся удовольствие и ощущение полноты и счастья жизни”, – говорит Лонка.

Как Финляндия изживает традиции классных комнат
Image captionШкольный скейт-парк возник по предложению самих учеников. Дети принимали активное участие в его проектировании и сборе средств на строительство

Общеобразовательная школа Хаухо располагается в живописной сельской местности, среди лесов и озер, всего в 40 минутах езды к северо-западу от города Хаминлинна.

Это небольшая школа – в ней учатся всего 230 детей в возрасте от 7 до 15 лет. Атмосфера здесь очень домашняя. При входе дети разуваются и ходят в носках, вместо стульев и парт в некоторых классах используются надувные гимнастические шары, а в коридорах установлены брусья для упражнений.

Учителя не возражают против смартфонов в классах; они считают, что школьникам полезно научиться пользоваться ими для поиска нужной информации, а не просто как средством связи с друзьями.

Image captionЗавуч школа Хаухо Пекка Пааппанен – сторонник реформ

В этот холодный зимний день школьники из старших классов во время большой перемены не отводят глаз от экранов своих телефонов, а дети помладше предпочитают играть на воздухе, невзирая на снегопад.

Завуч Пекка Пааппанен – большой поклонник системы ПОО и ищет новые пути включения ее в образовательную программу школы.

“Мы с другими учителями обсуждаем разные идеи, а потом я выделяю для них время и место в расписании занятий, – объясняет он. – Я считаю, что в рамках новой системы преподаватели получают больше возможностей, чем прежде, но не во всём. Мы отказываемся от некоторых старых традиций, но не спешим отказаться от всего – перед нами стоит слишком сложная задача и мы не имеем право на ошибку”.

Внимание – к реальным проблемам Европы

Одним из крупных проектов прошлого года была тема иммиграции, в те месяцы, когда поток нелегальных мигрантов захлестывал страны Западной Европы.

Image captionПо видеосвязи проводился совместный урок со школой в Германии по теме иммиграции

Как говорит Алексис Стенхолм, эта тема была выбрана по той причине, что многие из учащихся школы никогда или почти никогда не сталкивались лично с мигрантами или иммиграцией. Эта тема была включена в занятия немецким языком и в уроки по религии.

15-летние школьники проводили опросы на улицах города, чтобы выяснить мнение местных жителей об иммиграции, а затем посетили ближайший центр для нелегальных мигрантов, где беседовали с его обитателями, ожидающими решения о предоставлении им убежища в Финляндии. Результаты их работы обсуждались по видеосвязи с учащимися школы в Германии, где осуществлялся сходный проект.

“Реакция наших учеников на эту тему была очень сильной, они впервые всерьез задумались над многими вопросами и стали подвергать сомнению устоявшиеся мнения, – вспоминает Алексис. – Если бы мы просто ограничились обычными тремя уроками, результат был бы совсем иным”.

Эффективен ли этот метод?

Однако не все преподаватели разделяют энтузиазм по поводу метода проблемно-ориентированного обучения. Например, учитель физики Юсси Тануанпаа опасается, что получаемые таким образом знания не будут достаточно глубокими, чтобы подготовить их к высшему образованию.

Он преподает физику в городке Лието, недалеко от Турку. По его словам, до 30% учеников старших классов, которые записываются на курс высшей математики, вынуждены переходить на более низкий уровень.

Image captionВремя начала занятий для разных классов и возрастов разное, и поэтому толчеи в школе нет

Его также беспокоит то, что этот метод увеличивает разрыв между менее и более способными учащимися, а ведь в Финляндии этот разрыв всегда в прошлом был минимальным.

“Эта модель преподавания хороша для самых способных детей, которые понимают, чему именно они учатся в ходе эксперимента. Она предоставляет им свободу в определении темпа обучения, они переходят к следующему этапу, когда чувствуют себя готовыми к этому”, – говорит учитель.

“Но менее способные дети не всегда могут разобраться в этом и нуждаются в постоянной поддержке преподавателя. Разрыв между самыми способными и не очень способными детьми уже сейчас становится всё шире, и я очень боюсь, что в будущем он станет еще большим”- замечает Юсси.

Другие преподаватели опасаются, что новые методы ведут к увеличению их рабочей нагрузки, а более пожилые преподаватели оказываются в неловком положении, потому что они не обладают компьютерными знаниями и навыками, которые естественны для их молодых коллег.

Преподаватель педагогического факультета Хельсинкского университета Яри Салминен отмечает, что сходные методы обучения испытывались в прошлом, еще сто лет назад, и не принесли успеха.

“Многие гости из других стран спрашивают меня – зачем вам менять систему, которая приносит такие хорошие результаты? Для меня это тоже загадка, потому что у нас нет никаких данных на школьном уровне, что проблемно-ориентированное обучение улучшает результаты в целом”, – говорит Салминен.

Image captionСмартборд и микрокомпьютеры используются при изучении проблемы изменений климата

Аннели Раутайнен, сотрудница национального агентства Финляндии по образованию, соглашается с тем, что новая модель обучения приветствуется не всеми. По ее словам, она вводится постепенно; от школ требуется вводить только один проект ПОО в год.

“Мы хотим стимулировать учителей к работе с новой моделью, но разворачиваемее медленно. Предметы и оценки по ним из школьной программы никуда пока не делись, но мы хотим, чтобы при обучении ставилась цель по приобретению навыков”, – объясняет она.

А как насчет результатов?

“Мы не очень пока интересуемся статистикой, но мы надеемся, что результативность нового метода проявится в успеваемости наших детей, оцениваемой международными программами, такими как PISA”, – говорит она.

BBC

Другие новости и советы по теме: