Качественный обзор современной авиации, стоящей на вооружении Израиля, арабских стран и Ирана.




Бомбардировщики

До недавнего времени ряд стран Ближнего Востока использовал бомбардировщики средней дальности Ту-16 (включая китайский вариант B-6D) и Ту-22. Арабские страны (Египет, Ирак, Ливия) применяли эти самолёты в арабо-израильских войнах 1967 и 1973 гг., ирано-иракской войне и в войне Ливии против Республики Чад. На 2003 г., после разгрома Ирака, только Ливия обладала самолётами этого класса (Ту-22). На 2003 г. эти машины, созданные к тому времени 40 и более лет назад (Ту-16 – 1954 г., Ту-22 – 1962 г.), устарели. Их живучесть над современным полем боя низка, а на земле большие размеры не позволяют укрывать их в защищённых ангарах. Обслуживание и обучение лётчиков дороги. То, ради чего они были созданы – большой радиус действия и масса боевой нагрузки, сегодня уже не впечатляет при сравнении их характеристик с тяжёлыми истребителями-бомбардировщиками, такими как «Торнадо», F-15E/I/S, Су-30.

Другое дело фронтовой бомбардировщик Су-24, состоящий на вооружении Сирии, Алжира, Ливии и Ирана (а до 2003 г. – и Ирака). Это самолёт с изменяемой геометрией крыла, созданный в 1974 г., по габаритам и характеристикам близок к истребителю-бомбардировщику «Торнадо». Специалисты относят Су-24 к категории «самолёты высокого качества» (хотя сегодня эти самолёты нуждаются в модернизации, и в первую очередь – радиоэлектронного оборудования и вооружения).

В большинстве стран мира фронтовые бомбардировщики заменены на тяжёлые истребители-бомбардировщики. Так, Израиль ещё в начале 70-х годов сменил «Вотур» на F-4E (использовался до 2004 г.), а с 1998 г. на вооружении состоит F-15I. В России для замены Су-24 на базе истребителя-перехватчика Су-27 создан Су-34 (ранее был известен также как Су-27ИБ, Су-32 и Су-32ФН). Хотя Су-34 тоже классифицируют как «фронтовой бомбардировщик», он способен нести весь арсенал ракет «воздух-воздух» самолёта Су-27, т.е. по сути является истребителем-бомбардировщиком. Другой вариант Су-27 – Су-30 является прямым аналогом американского F-15E.

Штурмовики

Штурмовики – это самолёты непосредственной поддержки сухопутных войск и изоляции района боевых действий. Они имеют дозвуковую скорость полёта, относительно простую авионику, вооружены встроенными и подвесными (в контейнерах) пушками и способны нести около 4 т боевой нагрузки (верно для типов, используемых на Ближнем Востоке; американский тяжёлый штурмовик А-10 «Тандерболт-2» способен нести свыше 7 т). Опыт последних войн, в т.ч. с Ираком 1991 г., показал, что дозвуковая скорость полёта и простое оборудование снижают их живучесть над современным полем боя. Поэтому, в большинстве стран они уступают место истребителям-бомбардировщикам (например Израиль заменил A-4 «Скайхок» на F-16, с 90-х гг. A-4 использовались как учебные и для вспомогательных задач, окончательно сняты с вооружения в 2015 г.), а ряд выполнявшихся штурмовиками задач переходит к боевым вертолётам и ударным БПЛА.

Учебно-боевые самолёты – лёгкие штурмовики – это реактивные двухместные дозвуковые самолёты для базовой и конечной подготовки лётчиков, пригодные к использованию в качестве штурмовиков. Им присуще все те же недостатки, что и штурмовикам, поэтому многие страны отказались от их боевого использования. Так, Израиль использовал в войне 1967 г. свои учебно-боевые самолёты «Фуга Мажистер» (вооружение – два 7.62-мм пулемёта (по 200 патронов у каждого) и всего 140 кг боевой нагрузки, обычно — две 50-кг бомбы или две ПУ НАР – 12 80-мм ракет). Их эскадрилья понесла очень тяжёлые потери (7 самолётов сбиты, 6 лётчиков, в т.ч. командир эскадрильи, погибли) и с тех пор в боевых действиях «Фуга Мажистер» не использовалась. Египет применял в конце Войны Судного дня 1973 г. свои L-29 «Дельфин» в качестве штурмовиков, они также понесли значительные потери. В ходе гражданской войны в Сирии (с 2011 г.) САА широко использует для этих задач L-29 «Альбатрос».

Хотя планы боевого применения подобных самолётов неясны, они имеются у почти что всех стран Ближнего Востока. Наиболее современные из них – чешский L-59 (способен нести 1700 кг боевой нагрузки), итальянские MB-326/339 (1815 кг), франко-германский «Альфа-джет» (2500 кг) и английские «Хок-60/100» (3084 кг). Самолёт «Хок-200» (3490 кг) – это специально разработанный одноместный штурмовик, созданный на базе двухместного учебно-боевого «Хок-100». Израиль закупил 30 M-346 Master («Лави», первые прибыли летом 2014 г.), но планов использования их в качестве штурмовиков нет.

Мода последнего времени – лёгкие штурмовики на базе турбовинтовых учебных или сельскохозяйственных самолётов. Например, Air Tractor AT-802. Египет закупил 12 AT-802U (на вооружении с января 2018 г.), Иордания – 10 AT-802i (также с января 2018 г.), возможно Йемен, ранее использовались ОАЭ (были закуплены 24 AT-802i). Кстати, Израиль имеет 14 AT-802F, но в другой роли: тушение пожаров. Другой самолёт этого класса – Embraer EMB 314 Super Tucano. Штурмовики на его базе используются Ливаном (6 А-29, получены в 2017-2018 гг.).

Боевые вертолёты

Боевые вертолёты предназначены как для непосредственной поддержки сухопутных войск с использованием пушек, пулемётов, автоматических гранатомётов и НАР, так и для уничтожения точечных целей (БТТ, в первую очередь танков, а также огневых средств и полевых укреплений) противника с использованием ПТУР. Применяют их и для других целей. Так, именно боевые вертолёты AH-64A «Апачи» произвели первый выстрел в начале войны 1991г., уничтожив 2 иракских подразделения воздушного контроля (в каждом по несколько РЛС) и тем самым пробив брешь системе ПВО, в которую и устремились ударные самолёты стран коалиции.

Условно можно разбить боевые вертолёты на 2 класса: к первому машины специальной разработки (AH-64A/D «Апачи», AH-1E/G/J/S «Кобра», Ми-24/25/35, Ми-28, Ка-52), ко второму – лёгкие боевые вертолёты, созданные на базе гражданских или военных связных вертолётов (SA-316/319 «Алуэт-3», SA-341/342 «Газель», ВО-105, «Бэлл-206», MD-500 «Дэфендер»).

Вертолёты первого класса несут встроенное вооружение, обычно 20-30мм пушки, и способны брать на внешней подвеске ПУ НАР и/или ПТУР. Например, «Кобра» несёт до 8 ПТУР «Тау» и 2 ПУ НАР, а «Апачи» на каждом из 4 узлов подвески способен нести ПУ с 4 ПТУР «Хелфайер» либо ПУ с 19 70-мм НАР либо ПТБ. При этом вертолёты этого класса имеют большую дальность полёта и гораздо лучшую живучесть. Для самозащиты от истребителей и уничтожения вертолётов противника боевые вертолёты могут оснащаться УР «воздух-воздух» малой дальности. Обычно в качестве таких ракет используются УР от ПЗРК («Стингер», «Стрела-2/3», «Игла», «Мистраль»).

Стоит отметить, что «Апачи» оснащён сложными оптоэлектронными системами ночного видения, а последняя версия – AH-64D «Апачи Лонгбоу» — может нести РЛС миллиметрового диапазона AN/APG-78 (способна одновременно обнаруживать до 1023 целей, движущиеся на дальности 8 км, стоящие на 6 км, отображает до 256 из них на экран, выделяет 16 для атаки с помощью ПТУР AGM-114L «Хелфаер-2» с РЛС-наведением).

Боевые возможности вертолётов второго класса куда более ограниченны. Их вооружение состоит из 4-6 ПТУР, на некоторые вместо ПТУР можно устанавливать 20мм пушку или ПУ НАР. Система наведения оружия включает лишь простейший стабилизированный дневной прицел (это относится и к не прошедшим модернизацию АН-1 «Кобра»; впрочем, современные оптоэлектронные системы достаточно компактны, чтобы ставить их и на лёгкие вертолёты). Эти машины имеют низкую живучесть, малую дальность и продолжительность полёта. Их достоинством является разве что низкая стоимость (включая и эксплуатационные расходы), позволяющая закупать такие вертолёты в больших количествах.

Истребители

В настоящее время истребители различных типов составляют основу боевой авиации всех стран мира, а в большинстве стран являются единственным классом боевых самолётов. Как уже было сказано выше, истребители заменяют собой и фронтовые бомбардировщики, и штурмовики.

Для того, чтобы различить качественный уровень различных истребителей, пользуются их делением на поколения. Это деление достаточно условно, но всё же можно выделить ряд характерных признаков. Различают два поколения дозвуковых и пять поколений сверхзвуковых истребителей. Оба поколения дозвуковых и первое поколение сверхзвуковых истребителей практически полностью сняты с вооружения (разве что отдельные экземпляры используются в качестве учебных самолётов), поэтому в данной статье они рассматриваются предельно кратко.


1-е поколение дозвуковых истребителей

Первые реактивные истребители, поступившие на вооружение с середины 40-х гг. – немецкие Ме-262 (1944 г.) и He-162 «Саламандер» (1945 г.), английские «Метеор» (1944 г.), «Вампир» (1945 г.), «Веном» (1949г.), американские F-80 «Шутинг Стар» (1945 г.) и F-84 «Тандерджет» (1947 г.), советский МиГ-9 (1946 г.), французский MD.450 «Ураган» (1951 г). Характерная особенность – наличие прямого крыла. Скорость в пределах 840-1000 км/ч, вооружение – 2-4 20-30мм пушки (американские самолёты несли 6 12.7мм пулемётов, советский МиГ-9 – две 23мм и одну 37мм пушки), до 1000 кг боевой нагрузки на подкрыльевых пилонах (ПТБ, АБ, НАР). РЛС имели только специализированные ночные/всепогодные истребители (так, на вооружении Израиля находился «Метеор» NF.13).

2-е поколение дозвуковых истребителей

Дозвуковые истребители, созданные в конце 40-х – начале 50-х гг. Имели высокую дозвуковую скорость, некоторые были способны преодолевать в пикировании скорость звука. Наиболее известные самолёты этого поколения – советские МиГ-15 (1949 г.) и МиГ-17 (1951 г.), американский F-86 «Сейбр» (1949 г.), французские MD.452 «Мистер-II» (1952 г.) и MD.454 «Мистер-IVA» (1953 г.), английский «Хантер» (1954 г.). Вооружение и оборудование – аналогично самолётам первого поколения.

1-е поколение сверхзвуковых истребителей

Первые истребители, способные преодолевать скорость звука в горизонтальном полёте. Максимальная скорость – около 1400 км/ч. Созданы в середине 50-х гг. Наиболее известные самолёты этого поколения – советский МиГ-19 (1954 г.), американский F-100 «Супер Сейбр» (1954 г.), французский «Супер Мистер В.2» (1957 г.). Вооружение состояло из 2-4 20-30мм пушки, 1000 кг и более боевой нагрузки на подкрыльевых пилонах (ПТБ, АБ, НАР). РЛС по-прежнему имели только специализированные ночные/всепогодные истребители. С середины 50-х гг. на вооружение поступают УР «воздух-воздух». Их устанавливают на истребители этого поколения, причём появляются даже модели т.н. «ракетных истребителей» — пушечное вооружение на них полностью заменялось на ракетное (например, МиГ-19ПМ).

2-е поколение сверхзвуковых истребителей

Т. н. поколение двух «М», т.е. М=2 (М – число Маха, означает соответствие скорости самолёта скорости звука на определённой высоте). К этому поколению, поступившему на вооружение с конца 50-х гг., относятся американские F-104 «Старфайтер» (1958 г.), F-4 «Фантом-2» (1961 г.; максимальная скорость М=2.2), F-5A/B «Фридом файтер» (1963 г.), F-8 «Крусейдер» (1957 г.), F-105 «Тандерчиф» (1958 г.), F-106 «Дельта Дарт» (1959 г.), советские МиГ-21 (1958 г.) и Су-7/9/11 (1959/1960/1962 гг.), французские «Мираж-3/5» (1960/1968 гг.; максимальная скорость М=2.21), шведский J-35 «Дракен» (1958 г.) и английский «Лайтнинг» (1961 г.).

Для самолётов 2-го поколения характерно:

РЛС стала неотъемлемой частью бортового оборудования на многоцелевых истребителях и истребителях-перехватчиках. Лишь специализированные истребители-бомбардировщики РЛС не имели (например, «Мираж-5», созданный на базе «Мираж-3»);

УР «воздух-воздух» не просто стали считаться главным оружием воздушного, но на некоторых образцах вообще вытеснили пушку (Су-9/11, F-106, первые модели F-4 и «Мираж-3»), как позже выяснилось – неоправданно;

избыточная мощность двигателей позволяла даже однодвигательным истребителям брать по несколько тонн бомб, а двухдвигательный F-4 «Фантом-2» поднимал более 7 тонн!

внедряется технология дозаправки топливом в воздухе;

наиболее распространённым типом крыла было треугольное (дельтовидное) – его использовали МиГ-21, «Мираж-3» (а также созданные на его базе «Мираж-5/50», «Нешер», «Кфир»), F-106, Су-9/11.

Израиль использовал «Мираж-3» с 1962 до начала 80-х гг., «Нешер» («Мираж-5» производства ИАИ) с 1972 до конца 70-х гг., а «Фантом» с 1969 г. и до 2004 г. (кстати, выпуск «Фантома» был прекращён в 1979 г., а ВВС США использовали его до 1996 г.). Арабские страны также продолжают использование ряда самолётов этого поколения – МиГ-21 (и его китайский вариант J-7/F-7), Су-7Б, «Мираж-5/50», F-5A/B и тот же «Фантом» (у Египта). В прошлом Иордания использовала F-104, а Саудовская Аравия – «Лайтнинг».

3-е поколение сверхзвуковых истребителей

К этому поколению относятся советские МиГ-23/25/27 (1969/1970/1973 гг.), Су-15/17/20/22 (1967/1970/1972/1976 гг.), французские «Мираж F.1» (1973 г.) и «Мираж-50» (1981 г.), франко-английский «Ягуар» (1972 г.), шведский JA-37 «Вигген» (1971 г.), израильский «Кфир» (1975 г.; представлял собой интеграцию корпуса «Мираж-5» с американским двигателем (таким же как на «Фантоме») и израильскими системами), американские F-111 (1967 г.) и F-5E/F «Тайгер-2» (1973 г.) и китайский J-8 (F-8; 1980 г.). К этому поколению можно отнести и ряд модернизированных вариантов самолётов 2-го поколения. Кроме упомянутых выше «Мираж-50», «Кфир» и F-5E/F , сюда можно отнести и F-4E/G и ряд других самолётов.

Для самолётов 3-го поколения характерно:

продолжилась гонка за скоростью, достигнув максимума у МиГ-25 – М=3; вообще же, характерна скорость М=2-2.3 для истребителей-перехватчиков и менее М=2 для истребителей-бомбардировщиков;

ряд самолётов по прежнему выпускался без пушки (МиГ-25, Су-15);

дальнейший прогресс БРЭО самолётов;

широкое распространение крыла изменяемой стреловидности (изменяемой геометрии) – на МиГ-23/27, Су-17/20/22, F-111. Кроме них, такое крыло имели только два истребителя 4-го поколения, разработка которых началась в конце 60-х гг. – F-14 и «Торнадо», а также бомбардировщики этого же периода Су-24, Ту-22М, Ту-160, FB-111 и B-1A/B.



На вооружении Израиля до 1994 г. стоял «Кфир», а арабские страны по прежнему имеют в больших количествах «Мираж F.1», F-5E/F, «Ягуар», Су-20/22, МиГ-23/25.

4-е поколение сверхзвуковых истребителей

Самолёты данного поколения являются наиболее современными, состоящими на вооружении большинства странах мира. Например на Ближнем Востоке лишь Израиль уже имеет истребитель 5-го поколения Lockheed Martin F-35 Lightning II (F-35I, «Адир», с декабря 2016 г.). Первым, поступившим на вооружение, истребителем 4-го поколения был американский F-14 «Томкэт» (1972 г.). Затем последовали американские F-15 «Игл» (1975), F-16 «Файтинг Фалкон» (1976) и F/A-18 «Хорнет» (1980), итало-немецко-английский «Торнадо» (1982; некоторые специалисты относят его к 3-му поколению), советские МиГ-29 (1983), МиГ-31 (1979; по сути, глубокая модернизация МиГ-25) и Су-27 (1984; созданы его модификации Су-30/32/33/34/35/37), французский «Мираж-2000» (1983), тайваньский А-1 «Чинг Куо» (1994), японский F-2 (1999, развитие американского F-16) и китайский J-10. Кроме них, так и не завершилась разработка израильского «Лави» (первый полёт 31.12.86; должен был поступить на вооружение в 1989), американского F-20 «Тайгершарк» (F-5G – глубокая модернизация F-5E), французского «Мираж-4000» и советского Як-141. Последний являлся первым в мире сверхзвуковым самолётом вертикального взлёта и посадки (СВВП), в то время как все ранние самолёты этого класса (английский «Хариер», советские Як-36/38) были дозвуковыми и по характеристикам скорее являлись штурмовиками, чем истребителями. К этому поколению по времени создания (первый полёт 15.6.1981, серийное производство в 1982-1989 гг.) и бортовым системам можно отнести также специальный ударный самолёт, созданный по технологии «Стэлс» — F-117 «Найтхок», хотя он также является дозвуковым и вообще очень оригинальным самолётом. Практически все перечисленные самолёты состоят на вооружении стран Ближнего Востока (кроме F-117, A-1, F-2, МиГ-31, J-10 и различных модификаций Су-27). Так, Израиль использует F-15 с 1976 г., а F-16 с 1980 г.

В отличии от попыток создать тяжёлый универсальный истребитель, характерные для 2-го (F-4 «Фантом-2») и 3-го (F-111) поколений, в этом поколении наметилось разделение истребителей на 2 класса. К первому относятся тяжёлые истребители-перехватчики с ограниченными возможностями нанесения ударов по наземным целям (F-15 для ВВС и F-14 для ВМС США, МиГ-31 и Су-27 для войск ПВО СССР). Американские конструкторы даже придумали лозунг “no pound for air to ground”, т.е. «ни фунта от веса пустого самолёта (никаких специальных систем и приборов) для задач «воздух-земля». Ко второму классу принадлежат более лёгких истребителей для нанесения ударов по наземным целям и ведению маневренного воздушного боя на ближних дистанциях (французский «Мираж-2000», F-16 для ВВС и F-18 для ВМС США, МиГ-29 для ВВС СССР, хотя последний изначально использовался только как истребитель). В последующем на базе тяжёлых истребителей-перехватчиков создавались специализированные ударные самолёты – F-15E/I/S на базе F-15 и Су-30/32/34 на базе Су-27. А при создании «Торнадо» сразу разрабатывались две специализированные машины – ударная «Торнадо» IDS (в Англии обозначался «Торнадо» GR.1, а затем «Торнадо» GR.4) и перехватчик «Торнадо» ADV (в Англии – «Торнадо» F.2 и «Торнадо» F.3). Возможно «разделение труда» и между разными модификациями одного самолёта: так, американский F-16C/D несёт большее количество бортовых систем для задач «воздух-земля», чем его предшественник F-16A/B и, соответственно, имеет большую удельную нагрузку на крыло, а значит – худшую маневренность и, как следствие, — уступает F-16A/B в ближнем воздушном бою.

К характерным особенностям этого поколения относятся:

отказ от дальнейшего существенного повышения скорости полёта (так, максимальная скорость МиГ-31 – М=2.82, F-15 – М=2.5, F-16 – М=2, «Лави» – М=1.83, А-1 – М=1.2);

пушка вновь заняла своё место на всех самолётах;

высокая маневренность и хорошая управляемость (от чего было определённое отступление в самолётах 3-го поколения). Эти характеристики были достигнуты на некоторых самолётах за счёт применения автоматической системы улучшения устойчивости при статически неустойчивой конфигурации;

использование электродистанционных систем управления (ЭДСУ) полётом (т.н. «полёт на проводе» – FLY BY WIRE – передача движений лётчика от датчиков на педалях и ручках управления в кабине по проводам через ЭВМ на рули самолёта, без использования механических тяг) – вначале аналоговых (на F-16A (впервые), Су-27, «Мираж-2000» и МиГ-29М), затем и цифровых (на F-18 (впервые), F-16C блок 40, Су-35);

РЛС обеспечивала обнаружение и захват целей и пуск по ним УР не только в свободном пространстве, но и на фоне подстилающей поверхности; при этом обеспечивался захват и сопровождение нескольких целей одновременно на проходе (т.е. без прерывания сканирования и просмотра воздушного пространства); кроме этого, РЛС обеспечивает полёт на малых высотах с огибанием (по вертикали) и обходом (по горизонтали) наземных препятствий, картографирование и применение оружия по наземным целям;

на ряде самолётов (Су-27, МиГ-29/31, F-16C/D блок 60) установлены встроенные, на других – подвесные оптоэлектронные теплопеленгаторы;

в дополнение к ПТБ, используемым ещё с 40-х гг., появились т.н. конформные топливные баки (КТБ – CFT), т.е. плотно прилегающие к корпусу и не нарушающие его аэродинамики (на F-15, а позже и на F-16);

в кабине пилотов вместо большого количества аналоговых («стрелочных») приборов появились несколько монохромных («чёрно-белых»), а затем и цветных многоцелевых индикатора на электронно-лучевой трубке (ЭЛТ) (т.н. концепция «стеклянной кабины» — GLASS COCKPIT); так, F-14 ещё не имел ЭЛТ, F-16A/B имел 1 такой индикатор (в дополнение к индикатору РЛС), а F-16C/D – 2; кроме этого, голографические (полупрозрачные) индикаторы на фоне лобового стекла (ИЛС), появившиеся ещё на самолётах более ранних поколений, постепенно стали широкоугольными, покрыв практически всё поле зрение пилота;

внедрение технологии HOTAS – HANDS ON THROTTLE AND STICK – руки пилота на рукоятках управления THROTTLE (тягой двигателей) и STICK (смещения самолёта по крену (ROLL) и рысканью (PITCH)). Это означает, что в полёте лётчик управляет всеми системами самолёта не снимая рук с двух вышеназванных рукояток, за счёт многочисленных кнопок и переключателей, смонтированных на них;

использование с середины 80-х гг. нашлемных прицелов на касках лётчиков.



5-е поколение сверхзвуковых истребителей

Первые самолёты, близко подходящие по своим характеристикам к 5-му поколению, начали поступать на вооружение с конца 90-х гг. Такими самолетами являются: шведский JAS39 «Гриппен» с 1996 г., французский «Рафаль» с 2000 г. (для ВМС; для ВВС – с 2003 г.); Еврофайтер EF2000 «Тайфун» с 2000 г. Однако эти самолёты не представляют собой значительного шага вперёд по сравнению с новейшими моделями самолётов 4-го поколения. Это хорошо иллюстрируется следующим примером – в 1998 г. все эти самолёты (в т.ч. дошедший до финала «Рафаль») проиграли на конкурсе в ОАЭ американскому F-16E/F (до 2003 г. назывался F-16 Блок 60) с БРЛС с активной фазированной антенной решёткой (АФАР) AN/APG-80. Поэтому, многие специалисты называют их «самолётами 4.5-го поколения». Разработаны новые истребители и в КНР (J-10, первый полёт в 23.03.98, по некоторым источникам создан с израильской помощью с использованием технологий «Лави») и Индии (LCA «Теджас», первый полёт в 04.01.01), но и это самолёты на уровне 4.5 поколения.

Первый настоящий самолёт 5-го поколения – американский F-22 «Рэптор» (первый полёт прототипа 29.09.1990) – поступил на вооружение в 2003 г., а F-35 (первый полёт прототипа Х-35А – 24.10.2000) поступил в 2015 г. Российские С-37 «Беркут» (первый полёт в сентябре 1997 г.) и МиГ «1.42» или МФИ (первый полёт в мае 1999 г.) остались на уровне прототипов. КНР в 2017 г. принял на вооружение Chengdu J-20 (первый полёт 11.01.11).

В настоящее время истребители 5-го поколения (включающих технологию малозаметности, т.н. «стелс») разрабатываются в России (Су-57, ранее ПАК ФА, первый полёт 29.01.10, должен поступить на вооружение в 2019 г.), КНР (Shenyang FC-31 или J-31, первый полёт 31.10.12, должен быть принят на вооружение в 2018 или 2019 гг.) и Японии (Mitsubishi X-2 Shinshin, первый полёт 22.04.16).

К особенностям 5-го поколения относятся:

Снижение на порядки радиолокационной и в значительной степени тепловой заметности, т.е. внедрение технологии «стелс», частично отработанной в прошлом на ударном самолёте F-117 и бомбардировщике B-2. Вооружение в основном будет размещаться в отсеках, хотя в режиме полёта без «стелс» (т.е. когда малозаметность не так важна) возможна установка обычных пилонов под крыльями.

Мощная интегрированная бортовая электроника («авионика») – бортовая РЛС (БРЛС) только с АФАР, станции радиотехнической разведки нового типа под управлением быстродействующих компьютеров. Самолёт 5-го поколения несёт несколько десятков микропроцессоров, объединённых в ряд сетей. Вычислительная техника на всех этапах боевого полёта оказывает лётчику активную помощь в анализе воздушной и наземной тактической обстановки в реальном масштабе времени, в наглядном отображении воздушной обстановки с показом наиболее опасных самолётов противника и в выборе приоритетных целей для атаки. Она так же обеспечивает помощь в пилотировании самолёта на всех режимах, включая критические, помощь в действиях в особых случаях во время полёта, в решении задач навигации и боевого применения всех видов вооружения, вплоть до выбора оптимальных режимов работы двигателей. Следует отметить, что БРЛС с АФАР уже используются на F-16E/F (AN/APG-80), F/A-18E/F «Супер Хорнет» (AN/APG-79) и модернизированных версиях F-15 (AN/APG-63(V)2 и AN/APG-63(V)3). На многих российских самолётах устанавливается БРЛС с ПФАР (пассивной ФАР) – «Заслон» на МиГ-31, «Барс» на Су-30МК, «Ирбис-Э» на Су-35. Первый российский самолёт с АФАР – МиГ-35 (РЛС «Жук-АЭ»). Прочие самолёты 4-го поколения обычно имеют РЛС с электронным сканированием по вертикали и с механическим – по горизонтали. Технология ФАР означает, что антенна РЛС полностью неподвижная, а сканирование осуществляется за счёт отклонения электронного луча по аналогии с электронно-лучевой трубкой (ЭЛТ) телевизора, что резко повышает надёжность и быстродействие РЛС. При этом разница между ПФАР и АФАР весьма существенна – в ПФАР есть один, максимум два-три мощных внешних излучателя, которые светят на сотни и даже тысячи приёмно-передающих модуля (ППМ). Данные модули в ответ переизлучают электромагнитные импульсы, формируя по указанию ЭВМ диаграмму направленности антенны БРЛС. В АФАР же каждый ППМ представляет собой маленькую РЛС. Поэтому возможности АФАР гораздо выше как по надёжности (выход из строя даже нескольких сотен ППМ не является фатальным для работы БРЛС), так и по помехозащищённости и по режимам работы, в которых РЛС с АФАР способна работать одновременно.

Возможность полноценного информационного обмена – самолёты F-22 могут скрытно от противника обмениваться между собой тактической информацией, полученной с помощью БРЛС одного из них, но позволяющей и другим применять свои ракеты по противнику по этим данным, не включая свои БРЛС на излучение и не демаскируя себя. В перспективе разрабатывается подобная аппаратура и для связи F-22 со своими истребителями 4-го поколения, которые будут оставаться в строю ещё многие годы. В проведённых с 2006 года учениях истребители 4-го поколения, под руководством F-22, выполнявших для них функции самолёта ДРЛО и управления (ДРЛОиУ), добивались убедительных побед над истребителями 4-го поколения, руководимых обычными самолётами ДРЛОиУ, которые по соображениям собственной безопасности никогда не смогут так далеко проникать в оперативную глубину противника, как F-22.

Экономичный сверхзвуковой режим полёта (т.н. «суперкруз») – способность истребителей 5-го поколения выполнять полёт на сверхзвуке без включения форсажа, что позволяет значительно расширять их тактические возможности. F-22 достиг в испытательном полёте без включения форсажа скорости М=1.72 (1825 км/час), но нормальным числом для крейсерского полёта будет, надо полагать, М=1.5. У самолётов без возможности «суперкруз», по крайней мере, повысится экономичность работы двигателя на форсаже. Следует заметить, что километровый расход топлива на сверхзвуке всё-таки больше, чем на дозвуковом режиме, на больших высотах более чем в полтора раза. Поэтому крейсерский сверхзвук отнюдь не постоянный режим для барражирования. Это – весьма ограниченный боевой режим, на учениях его держали на участках полёта, не превышавших 200 морских миль. Однако и это огромное достижение – до сих пор сверхзвуковые самолёты преодолевали скорость звука при использовании форсажа – прямого впрыскивания топлива в форсажную камеру (т.е. почти что в сопло двигателя), что приводило к резкому росту потребления топлива и удельный вес сверхзвукового полёта не превышал 5% от всего времени полёта.

Высокие общие лётно-тактические характеристики – в этом плане F-22 не отстаёт, а местами и превосходит такой самолёт, как F-15. Максимальную скорость он развил на испытаниях в горизонтальном полёте до М=2.42 (2570 км/час), по разгонным характеристикам и по скороподъёмности он превосходит F-15. Потолок F-22 с взлётным весом 27 тонн составляет 19.8 км (практический потолок F-15C при максимальном взлётном весе 30.8 тонн составляет 18.3 км). С высоты в 19-20 км F-22 видит цели на малых высотах почти вдвое дальше, чем самолёты ДРЛОиУ, летящие на высоте в 10 км (обычная рабочая высота для таких самолётов). Вместе с тем для более лёгких истребителей этого поколения максимальная скорость снизится до 2М и менее, поскольку опыт локальных конфликтов показал, что воздушные бои происходят на трансзвуковых скоростях от М=0.8 до М=1.6.

Т.н. «сверхманёвренность» – высокая манёвренность, обеспечиваемая управляемыми векторами тяги (УВТ, проще говоря, двигатель имеет поворотное сопло). Вдобавок у F-22 прекрасная аэродинамика, адаптивная механизация крыла; минимальная приборная скорость, на которой он может выполнять манёвр с перегрузкой 8g — 252 узла (467 км/час), что значительно превышает возможности и F-15, и семейства Су-27. С весом 27 тонн в горизонтальном полёте при двигателях на малом газу F-22 может удержаться без срыва (т.е. не заваливаясь в штопор) на скорости 165 км/час по прибору. Стоит отметить, что технология УВТ двигателя достаточно давно используется на самолётах вертикального взлёта и посадки («Харриер», Як-36, Як-38, Як-141), что впрочем не имеет прямого отношения к «сверхманёвренности». Что касается конвенциональных истребителей, то УВТ используется на Су-30МКИ, Су-35, Су-37, МиГ-35, на специальных опытных вариантах F-15, F-16 и F-18, а также на экспериментальном самолёте Х-31.

Превосходная боевая эффективность как следствие всех вышеперечисленных качеств. Например, в учебных боях при численном превосходстве противника 4:1, самолёт F-22 добился фантастических побед над истребителями 4-го поколения F-15, F-16, F-18 – 144:0. Причём 141 победа – в дальнем бою, 2 победы ракетами малой дальности и одна победа – пушкой. А вместе с истребителями 4-го поколения, которыми руководили F-22, была достигнута также убедительная победа со счётом 241:2, где 2 «сбитых» своих самолёта – F-15, пилотируемые относительно молодыми лётчиками. Неудивительно, что многие авиационные генералы США категорически требуют увеличить заказ на F-22 до 380 самолётов вместо текущих 183 (100-й самолёт поставлен заказчику 29.08.07). Напомним, что изначальный план предусматривал закупку аж 750 таких самолётов.



К дополнительным особенностям истребителей 5-го поколения относятся:

ЭДСУ с волоконно-оптическими линиями вместо обычных проводов;

улучшенные характеристики надёжности и эксплуатационно-ремонтной технологичности;

улучшенные взлётно-посадочные характеристики, что в частности уменьшит длину необходимой ВПП и снизит чувствительность к их повреждениям при бомбардировках;

экранные системы отображения информации в кабинах пилотов ЭЛТ заменяются жидкокристаллическими индикаторами с улучшенными характеристиками в условиях яркой освещённости;

нашлемные прицелы полностью вытеснят ИЛС.



Удорожание самолётов приведёт к практически полному переходу на управляемое оружие с большим, чем сегодня, радиусом действия, для сброса вне зон действия лёгких (менее 10 км) систем ПВО. По тем же причинам резко снизится число моделей самолётов и ещё более возрастёт их универсализация. Так, ВВС и авиация корпуса морской пехоты и ВМС США сменят свои F-14/15/16/18/117, A-10 и AV-8B (т.е. 7 совершенно разных самолёта), всего на два — F-22 и F-35. F-35, правда, будет иметь 3 разных, но максимально похожих, варианта – F-35A, F-35B и F-35C – для эксплуатации с обычных аэродромов, с авианосцев и СВВП. Истребитель F-22 уже при разработке (в отличие от заменяемого им F-15) получил определённые возможности для действия по наземным целям с использованием управляемого оружия. Кроме того, продолжится закупка новейших версий истребителя 4-го поколения F-18 (F-18E и F-18F), причём этот самолёт должен будет частично заменить F-15 в ВВС США.

Многие специалисты считают, что 5-е поколение станет последним в истории пилотируемой боевой авиации, и на смену ему придут самолёты-роботы.

Модернизация

Современная авиация стоит очень дорого. Поэтому даже богатые страны вынуждены оставлять самолёты и вертолёты на вооружении в течении длительного времени. Выдержать долгие сроки службы летательные аппараты могут только за счёт тщательного обслуживания и регулярных текущих и капитальных ремонтов, однако для удовлетворения изменяющимся условиям поля боя необходима модернизация.

На сегодняшний день Израиль является одной из ведущих стран мира в области проектов модернизации, осуществляя работы на самолётах и вертолётах как западной, так и восточной постройки, как для своих ВВС, так и на экспорт. Среди израильских клиентов в этой области можно назвать Турцию, Румынию, Хорватию, Чили, Аргентину, Эфиопию, Индию, Колумбию, Эквадор и ряд других стран, а среди летательных аппаратов – самолёты F-4/5/15/16, «Кфир», «Мираж-3/5/50», МиГ-21/23/27/29, Су-20/22, транспортные, учебные и специальные самолёты, вертолёты Ми-8/17/24/25/35, CH-53, «Пума», «Дефендер» и др.

Иногда Израиль прибегает и к помощи США, хотя последнее связанно главным образом с возможностью оплаты такой модернизации за счёт американской помощи, или нецелесообразностью мелкосерийного производства. Так, в начале 90-х гг. Израиль намеревался модернизировать в США 4 самолёта ДРЛО и управления Е-2С «Хокай» (план отменён и самолёты сняты с вооружения), вместе с закупкой AH-64D в этот стандарт были модернизированы и несколько имеющихся AH-64A.

Арабские страны также осуществляют проекты по модернизации. В большинстве случаев речь идёт о модернизации в странах-производителях авиатехники. Так, в последнее время Египет заказал в США модернизацию 35 своих AH-64A в AH-64D, ОАЭ во Францие – 33 «Мираж-2000» в «Мираж-2000-9» и 30 AH-64A в AH-64D в США, Оман в Великобритании – 15 «Ягуар».

Такие страны, как Египет, Ирак и Иран осуществляют и собственные проекты. Война 2003 г. на данном этапе привела к полному разрушению военной промышленности Ирака.

Модификации

В заключение необходимо указать, что сравнивая качественно-количественный состав ВВС, необходимо учитывать, какие модели того или иного летательного аппарата используют различные страны. Так, возможности F-16C/D при нанесении ударов по наземным целям куда выше, чем F-16A/B. Потенциал АН-64D «Апачи Лонгбоу» выше, чем AH-64A «Апачи». И т.д.

Более того, имеют значение и модификации самолёта, даже в рамках одной модели. Важно, какие виды вооружений и оборудование используются ВВС тех или иных стран. Например, F-16C Блок 40 имеет большие возможности при нанесении ударов по наземным целям (особенно ночью), чем F-16C Блок 30. F-16C ВВС Израиля, имеющий нашлемный прицел и ракеты «воздух-воздух» «Питон-4» (а с 2005 г. – «Питон-5»), имеет намного более высокие шансы победить в воздушном бою, чем египетский F-16C, не имеющий нашлемного прицела и вооружённый ракетами AIM-9L «Сайдвиндер». АН-64D «Апачи Лонгбоу» с РЛС ПТУР AGM-114K и AGM-114L имеет куда большие возможности в борьбе с бронетанковой техникой, чем АН-64D без РЛС и только с ПТУР AGM-114K.

Автор: oleggranovsky
https://oleggranovsky.livejournal.com/206051.html
https://oleggranovsky.livejournal.com/206296.html

Другие новости и советы по теме: